Основные принципы композиции в фотографии

Основные принципы и правила композиции в фотографии

Почему одни фотографии, снятые на простенький смартфон смотрятся завораживающе, а другие, сделанные на зеркальную фототехнику, не «цепляют» взгляд? Фотографы-аматоры частенько грешат на матрицу фотоаппарата, на качество линз, на освещение и на погодные условия, даже не догадываясь о том, что знание азов искусства фотографии позволяет создать эффектный кадр даже с помощью кнопочного телефона!

Композиция – одна из основ построения кадра. Именно от нее зависит, насколько гармонично будут размещены все элементы и какое впечатление оставит снимок. Сегодня мы поговорим о том, как разместить объекты в кадре, чтобы он выглядел профессиональным независимо от того, на какую камеру был снят.

Искусство фотографии

Первая фотография появилась почти два столетия назад – в далеком 1826 году. Ее автором стал Жозеф Нисефор Ньепс. Снимок, сделанный с помощью камеры-обскуры, получил название «Вид из окна в Ле Гра». Гелиография была примитивна, а результат не мог бы конкурировать даже с самой простой камерой на 0,1 Мп!

Сегодня, в век «цифры» и практически неограниченных возможностей, фотография стала доступна каждому. Только вспомните, сколько фото мы делаем изо дня в день: животные, природа, архитектура, фото близких и, банально, сэлфи для соцсетей. Увы, но далеко не каждую из них можно назвать шедевром, и причина тому – незнание теории искусства фотографии.

Композиция

Наиболее частая проблема новичков – неправильно выстроенная композиция. Такие фото легко можно найти даже у тех фотографов, которые имеют немалый стаж съемок: несоблюдение правила третей, загроможденность бессмысленными деталями и отсутствие идеи заметны невооруженным взглядом! Как же расположить объект в кадре и на что обратить внимание в момент съемки?

Основные принципы

Начинающие фотографы ошибочно полагают, что главное в фотографии – это качественная камера и оптика ей под стать. На самом же деле даже самая дорогая техника становится бесполезной в неумелых руках. Для фотографов с многолетним опытом куда важнее то, что находится по ту сторону видоискателя. Грамотно выстроенная композиция – залог получения сбалансированного кадра с правильной передачей настроения и смысла, который он несет.

Секрет – в простоте

В большинстве случаев секрет удачного фото в его простоте. Минимум наполнения, максимум эстетики! Все, что не относится к идее снимка, должно быть из него исключено. Такой подход к построению композиции предоставляет возможность выделить главное, отбросив ненужную мишуру. Избавляясь от всего лишнего, фотограф доносит до зрителя суть.

Нужны ли детали? Разумеется! Однако лишь тогда, когда композиция будет доведена до идеала. Главное правило построения композиции: думайте о том, кого или что вы фотографируете, и только после – на какой «подложке» это будет показано.

Правило третей

Одним из важнейших требований, выдвигаемых к профессиональному фотографу, является соблюдение правила третей. Метод был разработан в 1797 году и применялся для написания пейзажей. Его специфика предполагает разделение каждого из кадров на три зоны по вертикали и по горизонтали – фактически получается девять равных по площади участков. Точки, в которых проведенные линии пересекаются, указывают на оптимальное расположение главных объектов в кадре.

Важные элементы должны располагаться либо в точках пересечения, либо вдоль проведенных линий. Если на снимке присутствует только один объект, его рекомендуется расположить справа, если несколько – доминирующий также должен находиться в правой стороне. Рекомендация основана на привычке «читать» снимки слева направо, точно так же, как и при чтении книг. Правильный выбор точки или линии для расположения объекта съемки делает снимок более глубоким, объемным и выразительным.

Негативное пространство

Под негативным пространством в фотографии подразумевается фон, на котором размещен один или сразу несколько объектов. Наиболее видимым оно может быть тогда, когда художественные формы формирует фон, а не сам объект – в данном случае объект входит в кадр скорее для создания художественного эффекта.

Рассмотрим на конкретном примере. На черно-белом рисунке предмет чаще всего показан черным, а фон – не закрашенным, то есть, белым. Так формируются очертания. При смене цветов на противоположные очертания вокруг объекта съемки становятся негативным пространством. Данный эффект можно пронаблюдать на картинке датского психолога Эдгара Рубина «Ваза Рубина»: негативное пространство создает оптическую иллюзию, при которой на одной и той же картинке одновременно изображена и белая ваза, и два черных силуэта лица, расположенные друг против друга.

Симметрия и асимметрия

Размер объектов, их тип и местонахождение относительно друг друга должны быть подчинены зрительному равновесию. Соблюсти баланс помогут два приема: симметрия и асимметрия.

Симметрическое равновесие в фотографии достигается тогда, когда объекты, имеющие одинаковый визуальный вес, расположены равноудалено от ее центра. Наиболее часто фотографы прибегают к трем видам выражения симметрии:

  • зеркальная – объекты располагаются друг против друга;
  • радиальная – равное удаление от центральной точки;
  • трансляционная – повторение элементов композиции через определенные промежутки.

Асимметрия предполагает расположение двух и более разновесных объектов в кадре, отдаленных на разное расстояние от его центра. Условно ассиметричные фото можно разделить на четыре вида:

  • практически полная симметричность за исключением малозначительных деталей;
  • симметрия + асимметрия в одном кадре;
  • ассиметричная композиция, состоящая из симметричных деталей;
  • полностью ассиметричная композиция – и в деталях, и в целом.

Симметрия создает идеальный баланс в кадре, поэтому такие картины и фотографии считались красивыми и гармоничными во все времена. Вместе с тем они часто лишены динамики и могут казаться скучными. Асимметрия, напротив, делает кадр более «живым» и динамичным.

Заказать фотосессию в Москве

Не удается отобрать красивые снимки для семейного альбома? Подарите себе яркие, красочные, запоминающиеся профессиональные фото! Для вас я готова провести индивидуальную, свадебную, семейную и детскую съемку – как на природе, так и в профессиональной фотостудии. Для вашего удобства разработано четыре тарифных плана:

  • «Экспресс» – быстрая 40-минутная съемка на прогулке или дома, 20 обработанных фотографий, 5 фото в художественной обработке и запись всей фотосессии на диске;
  • «Мини» – фотосъемка в любом месте столицы, 30 фото в обработке, 10 фото в художественной обработке, DVD-диск со всеми фото;
  • «Макси» – 50 подготовленных к печати фото, 20 фото в художественной обработке, печать 20 фото 15*21, DVD-диск и слайд-шоу;
  • «VIP» – 70 фото в обработке, 30 фото в художественной обработке, печать 25 фото 15*21, фотокнига и DVD-диск.

Помните: каждое мгновение жизни волшебно тем, что оно больше никогда не повторится!

Основные принципы композиции в фотографии Основные принципы композиции в фотографии Основные принципы композиции в фотографии Основные принципы композиции в фотографии Основные принципы композиции в фотографии