Хорошие фотографии при плохом освещении – советы профессионала

Секреты хороших фотографий при плохом освещении

У каждого фотографа есть неудачные кадры, которые при другом освещении могли бы стать шедеврами. Но настоящий мастер не будет жаловаться на плохой свет, он сумеет использовать его для создания хороших фото. В этой статье мы вкратце расскажем о том, что такое неудачное освещение и как его можно сделать своим союзником.

Плохой ≠ слабый

Не обязательно быть фотографом, чтобы оценить красоту рассветов и закатов, сумерки, туманный день. Синий и золотой час – идеальное время для съемок пейзажей и портретов. В это время освещение позволяет даже самые простые вещи сделать удивительно привлекательными. Но что такое плохой свет, объяснить сложнее. В эту категорию входит и недостаток света, и его избыток. Для фотосессии одинаково плохи слишком яркое освещение в полдень и затянувшие небо сплошной однородной пеленой серые облака. В первом случае контраст между освещенными и теневыми участками будет слишком резким, а цвета окажутся неестественными. При портретной съемке возникнет еще одна проблема: модель будет щуриться, что не прибавит очарования фотографиям. Во второй ситуации на необработанных фото цвета окажутся сильно приглушенными.

Проблема – не столько количество света, попадающего в объектив, а разница между самой темной и самой светлой частями кадра. Эта разница имеет собственное название – динамический диапазон. У самой хорошей камеры он меньше, чем у человеческого глаза.

Плюсы и минусы съемки в сумерках или в ненастный день

Когда света мало, это можно обыграть. Выставленный на террасу фонарь, свеча в полутемной комнате, профессиональный свет в студии помогают получить отличные фотографии. Правда, ветреная погода для таких съемок не подходит: при длинной выдержке движение листьев на деревьях, небольших волн на зеркале озера или прядей волос создадут шум, который будет очень сложно, а иногда и невозможно, убрать.

Главная проблема слабого освещения – то, что краски становятся размытыми и блеклыми. Но она же может стать сильной стороной фото, если вы используете некоторые специальные приемы. Например, в пасмурный зимний день достаточно добавить к образу яркий штрих, например, красные перчатки и шарф, солнечно-желтый сноуборд, и даже заурядный кадр будет выглядеть оригинально. Еще один способ сделать кадр привлекательнее – убрать из него воду и небо. Сосредоточьтесь на выразительных деталях – деревьях, сугробах, позах людей. Если съемка происходит у воды, профессиональные фотографы используют поляризационный фильтр. Тогда река, пруд или озеро будут казаться темнее, а снимок приобретет большую глубину.

Пасмурная погода и сумерки – почти идеальное время для черно-белой съемки. Если вы хорошо умеете выстраивать композицию и знаете особенности этого жанра, ваша коллекция хороших фотографий может вырасти всего за один вечер. Но злоупотреблять этим приемом все же не стоит.

Портретная съемка в дождь или туман – удачная идея. Цвет лица будет более свежим, мелкие дефекты на коже станут почти незаметными. Кроме того, вы сможете спокойно фотографироваться в саду, парке, на фоне цветущего луга – даже самый пестрый фон будет выглядеть мягче, чем при ярком свете. Туман способен создать прекрасный фон, при котором хорошо получаются романтические снимки.

Можно ли сделать классное фото в полдень?

Яркий свет, льющийся с неба, создает дополнительные сложности. Страдает не только цветовая гамма. Мелкие детали становятся либо незаметными, либо слишком контрастными. Снимки, сделанные при ярком солнце, кажутся пародией на фотографию – плоские, безжизненные, скучные. Если вы когда-либо пытались сфотографировать днем прекрасные цветы на своей даче, то наверняка были разочарованы. Дальние дали в полдень теряют свою привлекательность. Горы и море теряют большую часть своей привлекательности. Ажурная тень листвы хорошо смотрится на земле, но не на лице модели. И все же вы сможете получить относительно неплохие кадры, если изучите некоторые приемы.

Самым простым и естественным является уход в тень. Побродите по тенистым уголкам сада или парка, отыщите участок, где затенение равномерное. Фотографироваться под яркими цветными зонтами лучше в другое время суток – всюду появятся отсветы. Лучше уйти к северной стене дома или другой постройки. Обратите внимание на баланс белого, чтобы избежать синевы.

Дальше можете заняться макросъемкой, сделать портретную серию. Участки разной освещенности сочетать в одном кадре не стоит.

Некоторые фотографы бросают солнцу вызов, используя прямо противоположный прием. В детстве вам наверняка говорили, что снимать против солнца плохо. Но в полдень правила меняются. Снимая в контровом освещении и выставляя экспозицию по теням, вы получите удивительные снимки. Объекты будут окружены ярким ореолом, так что самая простая сцена превратится во что-то значительное и праздничное.

Середина дня – время, которое опасно слишком резким контрастом. Несколько уменьшить его помогут отражатели или использование вспышки. Если съемка получилась импровизированной или вы не взяли дополнительное оборудование, то рефлектором могут поработать ярко освещенные светлые объекты. Это может быть каменный утес, песчаные дюны, сугробы. Вода также отлично отражает свет. В мегаполисах рефлектором может стать здание со стеклянным фасадом. Людям, которые едут на экскурсию и планируют фотографироваться в дневные часы, можно посоветовать надеть светлую однотонную одежду. По крайней мере, верхнюю часть гардероба. Она станет естественным отражателем.

Поляризационный фильтр – спасение тех фотографов, которые хотят быть во всеоружии в любое время дня. Но не стоит считать его панацеей. Конечно, небо станет темнее, блики исчезнут, а цвета станут несколько более глубокими. Однако для портретов лучше использовать другие приемы, лица будут смотреться неестественно.

Переждем неудачный свет в помещении?

Иногда самым мудрым решением становится бегство под защиту стен. Шторы и жалюзи способны легко справиться с проблемой избытка света. Он рассеивается и превращается из врага в союзника. Однако, как и в случае работы на улице, обязательно следите за отсутствием солнечных пятен и полос – они выйдут пересвеченными. Интерьеры кафе или сувенирных магазинчиков в экзотических странах могут быть не менее интересными, чем пейзажи. Некоторые музеи предоставляют возможность сняться на фоне экспонатов, но учтите, что вспышку обычно применять запрещается. Сбежать от яркого солнца можно в зоопарк, крытый аквапарк, ботанический сад.

Планируйте фотосессию заранее!

Если вы хотите получить удачные кадры, старайтесь избегать съемки в неудачном освещении. Тогда вам не придется вспоминать, как справиться с лишними бликами или решить проблему нехватки освещения. Если вы фотограф, убедите своих моделей использовать преимущества золотого часа. А тем, кто планирует воспользоваться услугами профессионала, стоит прислушаться к советам по выбору времени.

Записаться на съемку удобнее всего по телефону. А если вы обнаружите, что прогноз погоды неблагоприятен, созвонитесь с фотографом и обсудите, что лучше – перенести фотосессию на другой день, в другое место или все-таки рискнуть и получить оригинальные кадры.

Хорошие фотографии при плохом освещении – советы профессионала Хорошие фотографии при плохом освещении – советы профессионала Хорошие фотографии при плохом освещении – советы профессионала Хорошие фотографии при плохом освещении – советы профессионала Хорошие фотографии при плохом освещении – советы профессионала Хорошие фотографии при плохом освещении – советы профессионала Хорошие фотографии при плохом освещении – советы профессионала