Резкость. Все, что нужно знать начинающему фотографу

Все, что нужно знать о резкости начинающему фотографу

Резкость – один из критериев, за которыми фотографы следят с особой строгостью. В лексикон профессионалов давно вошли такие понятия как «хорошая резкость», «резкий объектив» и «глубина резкости». Казалось бы, фотография или резкая, или нет – вопрос лишь «прямоты» рук и многолетней практики. Однако все не так просто.

Что такое резкость

Под резкостью подразумевается визуальная различимость границ между объектами на фотографии. Чем выше резкость, тем четче видны ее детали даже при печати в крупном формате.

Важно понимать, что четкость в кадре – понятие субъективное. Одному человеку снимок может казаться резким, другому же захочется довести его до идеала, и если для статичных фото это только плюс, то для динамичных это скорее минус, делающий кадр плоским и безжизненным.

Важность резкости для фотографа

Понятие резкости зависит от многих факторов, начиная с оптики и заканчивая остротой зрения. Восприятие меняется с изменением размера фотографии, расстояния от объекта и условий в момент съемки. Почему же одни фото можно печатать хоть на рекламных щитах, а другие даже на мониторе компьютера выглядят смазанными? Чтобы ответить на этот вопрос, важно понимать, какие факторы могут сказываться на четкости объектов в кадре, и как действовать в разных условиях съемки.

Что влияет на резкость?

Существует огромное количество причин, которые способствуют появлению смаза на фотографии. Наиболее частыми из них являются:

  • дрожание рук – в кругу фотографов это явление называют «шевеленкой»;
  • брак в оптической схеме объектива – такой оптике нужна юстировка;
  • применение некачественных светофильтров – объектив ловит «зайцев» и картинка утрачивает резкость;
  • ошибка фокусировки – неправильно выставленный фокус;
  • съемка движимого объекта без корректировки ISO.

Сегодня разберем каждую из вышеперечисленных проблем, а также узнаем, как можно добиться высокой резкости при любых условиях съемки.

Шевеленка

Одной из самых распространенных причин смаза объекта в кадре является так называемая «шевеленка». Возникает она чаще всего вследствие тремора рук, использования ненадежного либо неправильно установленного и зафиксированного штатива. От смаза не защитит даже применение короткой выдержки – порой новичкам в фотографии «везет» на нерезкие кадры даже при выдержке свыше 1/125, в то время как профессиональные фотографы умеют качественно снимать «с рук» уже при 1/80 и даже 1/50!

Как избежать шевеленки при съемке с рук? Предлагаю три способа, которые действительно работают:

  • нажимайте на кнопку спуска плавно – так удастся минимизировать тряску в момент съемки;
  • применяйте короткую выдержку только тогда, когда есть возможность поднять светочувствительность или открыть диафрагму;
  • при использовании выдержки в пределах от 1/30 до 1/60 рекомендуется воспользоваться стабилизатором изображения;

И, главное, позаботьтесь об устойчивой позиции во время фотографирования. Для этого стоит расставить ноги шире плеч и поджать согнутые в локтях руки к корпусу.

Если по той или иной причине фотографии все равно получаются недостаточно резкими, следует воспользоваться штативом, однако учтите, что удобен он лишь для съемки статичных объектов. Штатив должен быть устойчивым! Для пущего удобства используйте спусковой тросик или пульт.

Дефекты объектива

Довольно часто причина дефектных снимков кроется вовсе не в «кривизне» рук фотографа-аматора. Стоит признать, что даже самые дорогие современные объективы не совершенны, а «правильные» кривые MTF вовсе не гарантия эталонной резкости.

Помимо объектива, вопросы может вызывать и сам фотоаппарат. Заводской брак – явление хоть и редкое, но все же возможное. По сути, не слишком строгий контроль качества на производстве позволяет делать японскую технику доступной для широкого круга покупателей.

Самые частые проблемы связаны с фокусировкой – фронт-фокус, когда объектив наводится ближе, чем нужно, и бэк-фокус, когда он фокусируется дальше заданного значения. Небольшой сдвиг поможет устранить юстировка объектива. Чтобы не попасть впросак, всегда тестируйте новенький объектив на камере еще в момент покупки.

Использование светофильтров

Светофильтры применяются для корректировки цвета, яркости и контрастности объектов в кадре. Они необходимы в условиях с палящим солнцем, однако без них все же можно обойтись.

Качественный фильтры не делают изображение смазанным, однако в контровом свете он все равно будет усугублять блики. Применять больше одного фильтра одновременно не рекомендуется, поскольку дополнительное пространство между стеклами провоцирует многократное преломление световых лучей, не предусмотренное оптической схемой объектива. В дополнение к бликам страдает еще и светопропускная способность последнего.

Фокус

Объектив исправен, а фокус все равно «сбежал»? Тогда убедитесь в том, что фокусируете его в нужном месте. Учитывайте глубину резкости! Сложнее всего получить резкий кадр на широкой диафрагме и с длиннофокусными объективами.

Посмотрите на фото с увеличением. Самый важный объект в кадре должен быть самым резким – это и выделяет его на фоне других. Если резким оказался человек либо предмет рядом с «целью», это значит, что вы промахнулись в момент фокусировки. При фотографировании человека – и не важно, портрет это или фото в полный рост – фокус должен быть на глазах.

Движение объекта съемки

Порой не столь важно, насколько устойчива ваша камера. Если речь идет о съемке подвижных объектов, предупредить смаз способна только короткая выдержка. При съемке спортивных состязаний, гонок, семейных и детских праздников фотографы работают на открытой диафрагме с довольно высоким значением светочувствительности. Профессиональные объективы позволяют уменьшить шумность снимка, сохранив его четким.

Еще один хитрый прием – съемка с панорамированием, то есть, с проводкой объектива в направлении движения объекта. Как результат, движение камеры компенсирует движение объекта, поэтому тот получается резким, а фон смазанным, динамичным.

В процессе съемки любых активностей без подстраховки – никуда. Фоторепортеры делают десятки снимков, чтобы было из чего выбрать качественный кадр. В ситуации, когда нет времени на «прицеливание», я рекомендую воспользоваться автофокусом и делать то же самое.

Фотосессия в Москве

Получение качественных фотографий – главная задача профессионального фотографа. Заказав фотосессию в Москве, вы сможете запечатлеть самые ценные и значимые моменты в жизни: love-story, свадьбу, семейные и детские праздники. Съемка проводится как на улице, так и в условиях профессиональной фотостудии.

На моем сайте вы сможете ознакомиться с портфолио. Стоимость базовой фотосессии составляет от 9 000 рублей. Для вашего удобства разработано четыре пакета услуг различной стоимости и наполненности. Связаться со мной можно online либо по телефону – всю необходимую информацию вы найдете на сайте в разделе «Контакты».

Резкость. Все, что нужно знать начинающему фотографу Резкость. Все, что нужно знать начинающему фотографу Резкость. Все, что нужно знать начинающему фотографу Резкость. Все, что нужно знать начинающему фотографу Резкость. Все, что нужно знать начинающему фотографу